Природный камень в России. История.
Природный камень — символ прочности и долговечности. Натуральный камень не горит и не гниет. C течением времени камень лишь приобретает особый шарм состаренного веками «вечного» материала. Природный камень завораживает своей неповторимостью, — чем дольше вглядываешься в его сложный, вроде бы хаотичный узор, тем труднее оторваться. В Японии натуральному камню поклоняются как божеству и считают, что постоянное созерцание обыкновенного валуна в саду просветляет человека.
Люди используют натуральный природный камень в быту с незапамятных времен еще в древности. Сначала появились примитивные поделки из камня, затем каменные орудия труда, оружие. Например, египтяне при постройке своих знаменитых пирамид использовали в качестве основы гранит, а мрамор, для украшения. Великие греческие скульпторы, создавая свои шедевры, применяли мрамор из-за его прочности и удобства обработки. Мраморные скульптуры Афродиты и Аполлона и по сей день радуют глаз ценителей культуры. Прошли века, но натуральный камень вовсе не потерял своей актуальности.
С возникновением городов натуральным природным камнем стали мостить улицы, вскоре из него уже возводились дома и храмы.
В течение всей истории человечества значение камня, главным образом как строительного материала, было исключительно высоким. Некоторые классические сооружения древних городов, скульптурные произведения Египта, Индии, Вавилона, Армении, Крыма, России сохранились и до нашего времени. Это сооружения монументов в честь исторических событий, памятников выдающимся деятелям науки, искусства, литературы, а главным образом — для отделки дворцов, храмов и др. зданий.
Городам Московской Руси было присуще сочетание серовато-белого известняка, из которого возводили церкви, монастыри, крепостные стены и боярские хоромы. В XIV в. деревянные стены Московского Кремля были заменены каменными, сложенными из тучковского и тячковского известняков, а Москва получила наименование «белокаменной». Париж и Лондон обязаны светло-серым цветом своих зданий местным известнякам, а Генуя — залегающему недалеко от нее голубовато-белому мраморизированному известняку.
Начиная с XVII века начали «одевать» в гранит г. Санкт- Петербург и сейчас это памятник каменного зодчества. Важность и необходимость применения природных камней для строительства наглядно доказали такие архитекторы как А.Н. Воронихин, М.Ф. Казаков, К.Н. Растрелли, Джакомо Кваренги, А.А. Монферран и др., оставившие шедевры своего творчества в г. Петербурге. Для того чтобы поддерживать каменное зодчество и начать подобное долговечное строительство в других городах России необходимо было активно развивать как камнедобывающую, так и камнеобрабатывающую отрасли, расширять сырьевую базу — выявлять новые месторождения природных камней и увеличивать их ассортимент.
Поиски декоративного камня начались на Урале, в Западной Сибири, на Алтае и в Карелии. Первая экспедиция «по розыскам мраморов и специальных каменьев на Урале» состоялась в 1765 г.
В 1725 г. была создана первая в России Петербургская гранильная фабрика, в 1774 г. — Екатеринбургская гранильная, а затем Колыванская (Алтай) шлифовальная фабрики. Изделия этих предприятий использовались не только внутри страны, но и частично вывозились заграницу.
В Петербурге в (XVIII...XIX) вв. с применением природного декоративного камня, в основном, карельских месторождений были построены многие здания и сооружения, вошедшие в историю мировой архитектуры — Зимний дворец, Исаакиевский и Казанский соборы, здание Этнографического музея, Инженерный замок, Александровская колонна, набережные Невы и др.
В первой половине XIX в. появляется Симферопольская шлифовальная фабрика.
Но, несмотря на обширные запасы природных камней и довольно высокий уровень камнерезного искусства в России, промышленность по добыче и обработке природных камней развивалась медленно и поэтому объемы производства не обеспечивали в полной мере потребности строительства. Вследствие этого, приходилось ввозить в Россию и сырье, и продукцию из-за границы, так как там они были дешевле за счет применения на зарубежных предприятиях механизированных способов добычи и обработки камня.
С 1861 г. камнеобрабатывающая промышленность в России начала угасать. К началу XX в. в России насчитывалось около 60 мелких каменоломен и 14 обрабатывающих предприятий, имеющих годовую производительность около 11 тыс. м³ блоков и 60 тыс. м² облицовочных материалов в виде цокольных плит, ступеней, карнизов, парапетов и т. п. На операциях по обработке камня преобладал тяжелый ручной труд с использованием малопроизводительных примитивных механизмов (иногда только применялись механизированные камнеобрабатывающие станки импортного производства). В результате трудоемкость операций по обработке камня была очень высокой. Удельная трудоемкость распиловки гранита (в перерасчете на 1 м² пиленой плиты) в (60...100) раз превышала трудоемкость этой же операции, современных распиловочных станках.
Развитие транспорта, машиностроения и других смежных отраслей промышленности способствовали интенсивному развитию промышленности по добыче и обработке природного камня. И природные камни начинают широко применяться в нашей стране для строительства современных монументальных сооружений, к которым можно отнести Мавзолей, Кремлевский дворец съездов, Государственную картинную галерею, старое здание Библиотеки им. В.И. Ленина, дом Дружбы народов, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Памятник героическим защитникам Ленинграда, Ленинский Мемориал в Ульяновске.
Природный камень по-прежнему находят широкое применение в различных областях жизни современного человека.